Витражная эмаль
Мы создаем драгоценную посуду в технике витражной эмали. Это кропотливый ручной труд, требующий ювелирного мастерства - например, на создание ковша по мотивам русских сказок (на фото ниже) нам потребовалось 4 месяца работы, 7 мастеров-ювелиров, коллектив художников, 2 ювелирные техники, а также 200 метров серебряной проволоки весом 100 грамм, 17 цветов эмали и огненные печи.
Рассказываем о процессе создания изделий из витражной эмали...

Эскиз
Все начинается с эскиза… точнее десятка эскизов, с тщательно выверенным узором в соответствии с будущей формой изделия, с традициями русской орнаментики и особенностями выбранных ювелирных техник. Художник создает множество предварительных эскизов, и порой рука только успевает набрасывать всё то, что рождает сознание.
Сначала задуманное отрисовывается в карандаше - выверяется размер изделия, в соответствии с факторами поверхностного натяжения эмалей (расплавленная эмаль ведет себя аналогично жидкости) и металла, термического напряжения и расширения.
Затем приходит время поиска цветовых решений. На этом этапе художник учитывает читаемость общей композиции, контрастность, световую пропускаемость эмали и всё то, что будет влиять на восприятие будущего изделия. Создается эмалевая палитра - применяются только прозрачные эмали. Глухие цвета используются в технике перегородчатой эмали.


Ювелирные техники
В выборе ювелирных техник мы руководствовались нашим видением сказки: витражная эмаль создает волшебную игру света, а серебряная скань добавляет невесомости и драгоценности.
Серебряная скань
Серебряная скань– это крученная проволока, сложенная вдвое. В упрощенном виде процесс создания скани выглядит так: из бруска серебра в процессе вальцевания и волочения вытягивается проволока диаметром 0,21 мм – от диаметра проволоки зависит массивность будущего изделия, а так как мы стремились получить изделие «воздушным» и невесомым, то остановились на оптимальном варианте тончайшей проволоки – в данном случае она не будет гореть при пайке, и будет давать ощущение воздушности. Из стограммового бруска металла получается 200 метров проволоки, которую мы складываем вдвое и свиваем, образуя витую нить – ее мы прокатываем на валах. Сканная проволока готова.
Именно с ней работает ювелир - мастер нарезает проволоку на отдельные части и с помощью пинцета выгибает и склеивает узор, согласно эскизу. Весь узор набирается воедино на жестяной основе, выстучанной по форме будущего ковша.
Однако нужно учитывать, что при пайке весь клей сгорит и узор рассыплется, поэтому художник по металлу посыпает каждый стык узора серебряным припоем, который под пламенем расплавится, соединив воедино каркас изделия. Получается серебряная основа будущего ковша.


Витражная эмаль
Эмаль представляет собой стекловидную массу (кварц, различные флюсы) с примесями металлов. От вида металла и флюсов напрямую зависит цвет эмали и ее свойства – это может быть, как непрозрачная эмаль (глухая), так и витражная эмаль. Глухая эмаль используется в технике перегородчатых эмалей. Нас же интересует витражная эмаль, она же plique-a-jour с французского.
По цвету, блеску, переливам витражная эмаль имеет сходство с драгоценными камнями и, более того, в качестве драгоценности выступает наравне с ними. Витражная эмаль – одна из самых сложных и трудоемких техник эмалирования. В процессе работы она бывает весьма непредсказуема и даже капризна, требуя от мастера опыта, терпения и таланта.


Эмаль нужно подготовить - этот процесс заключается в размоле, растирании и последующего отмучивания в воде растертой эмали. Целью этого этапа является получения порошка (зерен) эмали необходимого размера, не имеющего посторонних включений. Этот этап очень важен и имеет много профессиональных секретов.
И наконец, наступает один из самых ответственных и удивительных этапов работы, требующий особой аккуратности - закладка витражной эмали. Эмальер ювелирным шпателем закладывает эмаль в каждую ячейку сканного узора. Нужно быть предельно внимательным, чтобы не попасть на скань и не задеть уже заложенную эмаль.
Одна из главных сложностей возникает с тем, что у каждого цвета своя температура плавления – от 720 до 760 градусов, и мы не можем заложить все цвета одновременно и обжечь. Поэтому, художник-эмальер начинает с самого тугоплавкого цвета. От правильно выбранной температуры зависит качество эмали, её цвет и прозрачность.
Процесс обжига требует большого опыта, и успех зависит не только от мастера - мы никогда не знаем как себя поведет изделие наедине с огнем в муфельной печи. Это очень волнительный момент.


После того, как эмалевая взвесь одного цвета заложена в ячейки, наступает самый волнительный этап – обжиг в муфельной печи при температуре 760 градусов (для красного цвета). Изделие остается наедине с огнем и как поведет себя эмаль и скань – неизвестно. Наша задача контролировать точную температуру и не «передержать» изделие в печи, иначе эмаль потускнеет.
Количество обжигов напрямую зависит от количества эмалевых цветов. Качество витражной эмали зависит от мастерства художника-эмальера и его «внутреннего настроя». Мы заметили, что эмаль отражает на себе все переживания мастера, происходящие во время работы, поэтому одна из целей – выстроить дружественный процесс совместной работы.
После того, как заложены все цвета, проверяем на текучесть - заполняем изделие горячей водой и оставляем на день. От натяжения металла при обжиге могут возникать невидимые глазу отверстия, поэтому важно проверить и, в случае обнаружения, устранить возникший дефект. Посуда протекать не должна.


Когда эмальер справится со своей задачей, на финишном этапе изделие нуждается в дополнительном блеске. Ювелир очень бережно шлифует поверхность изделия. Одно неверное движение рук может привести к печальному результату. По этой причине полировку драгоценностей доверяется только опытным рукам.
Заключительным этапом является золочение изделия в гальванической ванне. Золочение придает современное звучание изделию, при этом, со временем покрываясь патиной, изделие будет принимать благородный антикварный оттенок, раскрывая цветовую игру витражной эмали.
Таким образом, мы в целом описали процесс создания изделия с витражной эмалью для понимания её красоты и ценности. И как видно, это далеко непростой кропотливый труд, требующий профессионализма и таланта. Но нас это ни сколько не останавливает, а наоборот, побуждает создавать нас всё более новое, сложное, оригинальное и интересное. И каждый раз витражная эмаль пленит своей красотой и разыгрывает наше воображение. А игра света, чарующие переливы витража захватывают и наполняют восторгом сердце. В этом есть что-то волнующее, притягательное и не всегда подающееся описанию…
Витражная эмаль - это встреча тёплого благородного металла с аристократично мерцающей эмалью, удивительный танец соединения двух в единое…
