Товар добавлен
в корзину

Перейти к покупке

Витражная эмаль

Мы создаем драгоценную посуду в технике витражной эмали. Это кропотливый ручной труд, требующий ювелирного мастерства - например, на создание ковша по мотивам русских сказок (на фото ниже) нам потребовалось 4 месяца работы, 7 мастеров-ювелиров, коллектив художников, 2 ювелирные техники, а также 200 метров серебряной проволоки весом 100 грамм, 17 цветов эмали и огненные печи.

Рассказываем о процессе создания изделий из витражной эмали...

Ковш
Проникая сквозь щедро заполненные цветовым богатством витиеватые "оконца", солнечные лучи отражаются в воде, в земле, в воздухе. Согревая созданную композицию из благородного металла и стекла эмали.

Эскиз

Все начинается с эскиза… точнее десятка эскизов, с тщательно выверенным узором в соответствии с будущей формой изделия, с традициями русской орнаментики и особенностями выбранных ювелирных техник. Художник создает множество предварительных эскизов, и порой рука только успевает набрасывать всё то, что рождает сознание.

Сначала задуманное отрисовывается в карандаше - выверяется размер изделия, в соответствии с факторами поверхностного натяжения эмалей (расплавленная эмаль ведет себя аналогично жидкости) и металла, термического напряжения и расширения.

Затем приходит время поиска цветовых решений. На этом этапе художник учитывает читаемость общей композиции, контрастность, световую пропускаемость эмали и всё то, что будет влиять на восприятие будущего изделия. Создается эмалевая палитра - применяются только прозрачные эмали. Глухие цвета используются в технике перегородчатой эмали.

Эскиз кувшина
Эскизы витражного кувшина
Эскиз ковша
Эскизы витражного ковша


Ювелирные техники

В выборе ювелирных техник мы руководствовались нашим видением сказки: витражная эмаль создает волшебную игру света, а серебряная скань добавляет невесомости и драгоценности.


Серебряная скань

Серебряная скань– это крученная проволока, сложенная вдвое. В упрощенном виде процесс создания скани выглядит так: из бруска серебра в процессе вальцевания и волочения вытягивается проволока диаметром 0,21 мм – от диаметра проволоки зависит массивность будущего изделия, а так как мы стремились получить изделие «воздушным» и невесомым, то остановились на оптимальном варианте тончайшей проволоки – в данном случае она не будет гореть при пайке, и будет давать ощущение воздушности. Из стограммового бруска металла получается 200 метров проволоки, которую мы складываем вдвое и свиваем, образуя витую нить – ее мы прокатываем на валах. Сканная проволока готова.

Именно с ней работает ювелир - мастер нарезает проволоку на отдельные части и с помощью пинцета выгибает и склеивает узор, согласно эскизу. Весь узор набирается воедино на жестяной основе, выстучанной по форме будущего ковша.

Однако нужно учитывать, что при пайке весь клей сгорит и узор рассыплется, поэтому художник по металлу посыпает каждый стык узора серебряным припоем, который под пламенем расплавится, соединив воедино каркас изделия. Получается серебряная основа будущего ковша.

Пайка
Процесс пайки
Пайка
Пайка с использованием припоя


Витражная эмаль

Эмаль представляет собой стекловидную массу (кварц, различные флюсы) с примесями металлов. От вида металла и флюсов напрямую зависит цвет эмали и ее свойства – это может быть, как непрозрачная эмаль (глухая), так и витражная эмаль. Глухая эмаль используется в технике перегородчатых эмалей. Нас же интересует витражная эмаль, она же plique-a-jour с французского.

По цвету, блеску, переливам витражная эмаль имеет сходство с драгоценными камнями и, более того, в качестве драгоценности выступает наравне с ними. Витражная эмаль – одна из самых сложных и трудоемких техник эмалирования. В процессе работы она бывает весьма непредсказуема и даже капризна, требуя от мастера опыта, терпения и таланта.

Эмаль
Различные цвета эмали
Сканная основа
Ажурная сканная основа

Эмаль нужно подготовить - этот процесс заключается в размоле, растирании и последующего отмучивания в воде растертой эмали. Целью этого этапа является получения порошка (зерен) эмали необходимого размера, не имеющего посторонних включений. Этот этап очень важен и имеет много профессиональных секретов.

И наконец, наступает один из самых ответственных и удивительных этапов работы, требующий особой аккуратности - закладка витражной эмали. Эмальер ювелирным шпателем закладывает эмаль в каждую ячейку сканного узора. Нужно быть предельно внимательным, чтобы не попасть на скань и не задеть уже заложенную эмаль.

Одна из главных сложностей возникает с тем, что у каждого цвета своя температура плавления – от 720 до 760 градусов, и мы не можем заложить все цвета одновременно и обжечь. Поэтому, художник-эмальер начинает с самого тугоплавкого цвета. От правильно выбранной температуры зависит качество эмали, её цвет и прозрачность.

Процесс обжига требует большого опыта, и успех зависит не только от мастера - мы никогда не знаем как себя поведет изделие наедине с огнем в муфельной печи. Это очень волнительный момент.

Закладка эмали
Художник-эмальер в процессе работы
Сканная основа
Закладка эмалей кисточкой

После того, как эмалевая взвесь одного цвета заложена в ячейки, наступает самый волнительный этап – обжиг в муфельной печи при температуре 760 градусов (для красного цвета). Изделие остается наедине с огнем и как поведет себя эмаль и скань – неизвестно. Наша задача контролировать точную температуру и не «передержать» изделие в печи, иначе эмаль потускнеет.

Количество обжигов напрямую зависит от количества эмалевых цветов. Качество витражной эмали зависит от мастерства художника-эмальера и его «внутреннего настроя». Мы заметили, что эмаль отражает на себе все переживания мастера, происходящие во время работы, поэтому одна из целей – выстроить дружественный процесс совместной работы.

После того, как заложены все цвета, проверяем на текучесть - заполняем изделие горячей водой и оставляем на день. От натяжения металла при обжиге могут возникать невидимые глазу отверстия, поэтому важно проверить и, в случае обнаружения, устранить возникший дефект. Посуда протекать не должна.

Изделие после обжига
Изделие после обжига
Муфельная печь
Муфельная печь

Когда эмальер справится со своей задачей, на финишном этапе изделие нуждается в дополнительном блеске. Ювелир очень бережно шлифует поверхность изделия. Одно неверное движение рук может привести к печальному результату. По этой причине полировку драгоценностей доверяется только опытным рукам.

Заключительным этапом является золочение изделия в гальванической ванне. Золочение придает современное звучание изделию, при этом, со временем покрываясь патиной, изделие будет принимать благородный антикварный оттенок, раскрывая цветовую игру витражной эмали.

Таким образом, мы в целом описали процесс создания изделия с витражной эмалью для понимания её красоты и ценности. И как видно, это далеко непростой кропотливый труд, требующий профессионализма и таланта. Но нас это ни сколько не останавливает, а наоборот, побуждает создавать нас всё более новое, сложное, оригинальное и интересное. И каждый раз витражная эмаль пленит своей красотой и разыгрывает наше воображение. А игра света, чарующие переливы витража захватывают и наполняют восторгом сердце. В этом есть что-то волнующее, притягательное и не всегда подающееся описанию…

Витражная эмаль - это встреча тёплого благородного металла с аристократично мерцающей эмалью, удивительный танец соединения двух в единое…

Витражная посуда