Товар добавлен
в корзину

Перейти к покупке

Серебряная скань

Зачастую ювелирные изделия в технике скани являются целостным произведением. Для нас же скань - это один из этапов рабочего процесса, некая основа будущего изделия. В посуде мы используем ажурную скань - в нее закладывается витражная эмаль. В окладах на иконы - напайная скань, которая затем покрывается горячей перегородчатой эмалью.

Благодаря скани, её ажурности, тонкости и легкости, мы можем очень аккуратно и художественно вывести рисунок или орнамент, передав все нюансы, которые задумал художник. При этом скань является тонкой, но прочной перегородкой в рисунке под эмаль.

Создание скани - это ручной труд, что для нашей мастерской является самым ценным и важным. Для полного понимания мы опишем процесс работы со сканью в мастерской.

Скань

В начале идет подготовительный процесс для создания самой скани. Ювелир расплавляет металл в специальной плавильной печи при температурах до 1 150°С, а затем заливает его словно огненную воду в изложницу, в которой несколько размеров форм. Металл практически моментально застывает, в итоге получаются брусочки, которые потом остужают холодной водой.

Следующим шагом мастер прокатывает серебряный брусок через вальцы, постепенно достигая нужного диаметра проволоки. Затем, верными движениями рук, через алмазные фильерные глазки протягивается серебряная нить для драгоценного филигранного кружева. Из-за того, что отверстия фильерных досок постоянно сужаются, нить становится все тоньше и тоньше. Чтобы не порвать тонкую нить, мастер-ювелир периодически вынужден ее отжигать, снижая твердость металла.

Полученную проволоку ювелир свивает вдвое специальным инструментом - образуется рельефная структура. Свитую скань прокатывают в вальцах и вновь отжигают, отбеливают, промывают и сушат. Пройдя все эти этапы, мы подготовили скань для дальнейшей художественной работе.

Плавка металла
Плавка металла
Ювелирная фильерная доска
Ювелирная фильерная доска

Далее наш процесс мы разделяем из-за разновидности скани – напайной и ажурной. В обоих случаях художником создается эскиз, прорабатывается форма, рисунок и общий замысел изделия. И здесь уже начинается работа художников-ювелиров.


Ажурная скань

Для изделия с ажурной сканью выстукивается жестяная форма, по заданному эскизу, на которую наносится защитное покрытие. Измерительными инструментами очерчиваются контуры рисунка.

Заготовленную ранее скань ювелир нарезает ножницами по металлу и формирует, с помощью пинцета, бессчётное количество разнообразных завитков. Из завитков, выверенными движениями, пинцетом и клеем, выкладывается серебряное кружево, воплощая в жизнь задуманное художником. Когда рисунок полностью собран, ювелир подготавливает изделие к следующему этапу, скрепляя скань биндрой.

Завитки скани
Завитки скани
Наборка скани
Наборка скани

На данном этапе сканной узор набран на жестяной форме и соединен клеем - если мы начнем паять изделие, то клей сгорит и вся скань рассыпется. Чтобы этого не произошло все места соединения узора посыпаем припоем. Затем мастер виртуозно огненным пламенем начинает соединять между собой серебряные завитки, внимательно присматривая за очень ответственным процессом и вовремя добавляя по необходимости припой. После завершения пайки изделие аккуратно высвобождается от формы. Части изделия также спаиваются между собой.

Ювелир отбеливает, промывает и высушивает полученную сканную основу, металл шлифуется. В итоге изделие передается художником-эмальерам для очень ответственного этапа. Одно неверное движение рук может привести к печальному результату – предыдущие труды мастеров могут оказаться напрасными.


Напайная скань

Напайная скань набирается на тонкой металлической основе, к которой она и будет припаиваться - в отличии от ажурной скани - там скань снимается с основы. По эскизу художник-ювелир начинает свивать сканной орнамент. Каждый завиток тщательно подбирается и формируется, чтобы сохранить линии и движения, заданные в эскизе. Мастер выверенными движениями рук с помощью пинцета и клея выкладывает филигранный рисунок.

Скань

Затем ювелир огненным пламенем соединяет воедино серебряные витиеватые переплетения с серебряной основой. Принцип пайки аналогичен с ажурной сканью. После изделие, а точнее части будущего изделия передаются в искусные руки эмальеров.

Таким образом в нашей мастерской создается сканное кружево. Как видно – это очень кропотливый, многодельный процесс. Благодаря тонкости и послушности скани мы можем очень изящно вывести рисунок или узор, сохранив все линии, заданные легкой рукой художника. Но здесь есть и другая сторона медали: ажурную филигрань также очень легко можно сжечь при пайки, и придется начать все сначала. Поэтому этот ювелирный труд нельзя осуществить на совесть без должного профессионализма и опыта.

Основные инструменты ювелира в работе со сканью: ювелирный пинцет и ножницы по металлу.

Ножницы по металлу
Ножницы по металлу
Ювелирный пинцет
Ювелирный пинцет