Товар добавлен
в корзину

Перейти к покупке

Филигранные ризы

Создание оклада на икону очень длительный, трудоемкий и тонкий процесс. Изготовление филигранной ризы в этом процессе стоит на первом месте. Филигранная риза, покрывающая икону, понимается, как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одежды чистоты (серебро) и Божественной Благодати (золото). Риза, как и любой другой элемент оклада, индивидуально разрабатывается художником, учитывающим все особенности Образа, представленного на иконе.

Витражная посуда
Икона Архангела Варахиила. Филигранная риза почти готова - остался завершающий этап оксидирования.

Но прежде чем описать процесс создания филигранной ризы, разберемся в терминологии. Часто под "ризой" имеется ввиду оклад иконы целиком, однако, более точное определение звучит так: риза - это драгоценное одеяние, покрывающее долично́е письмо (одежду) изображенного на иконе святого.

Но прежде чем описать процесс создания филигранной ризы, разберемся в терминологии. Часто под "ризой" имеется ввиду оклад иконы целиком, однако, более точное определение звучит так: риза - это драгоценное одеяние, покрывающее долично́е письмо (одежду) изображенного на иконе святого.

Для создания драгоценной ризы мы и используем технику филиграни, которая очень похожа на скань, а единственное отличие между ними в зерни. Зернь – это мелкие серебряные шарики, которые напаиваются на скань с использованием припоя. Именно соединение зерни со сканью и образует филигрань. Исполнение филигранной техники – изящное и тонкое, поэтому от ювелира требуется высокий уровень мастерства. Не случайно и в разговорной речи для обозначения тонкой работы употребляется понятие филиграни.

Эффект филиграни достигается за счет поставленной на ребро крученой проволоки (скани), которая прокатывается в плоских вальцах и подвергается равномерному мягкому отжигу. Материал проволоки - серебро 960 пробы.

Художник по металлу лепит скульптуру, придавая объемную форму доличному письму иконы, передает мелкие детали одежды. По созданной скульптуре мастер формирует узор из плоской филигранной проволоки, используя ювелирный пинцет и ножницы. Узор состоит из тысячи элементов, каждый из которых изгибается пинцетом и отрезается ножницами на требуемую длину - это очень кропотливый процесс, требующий внимательности и усидичивости, на создание ризы уходит несколько месяцев. Дополнительно применяются серебряные шарики (зернь). Все места контактов мастер покрывает флюсом и наносит припой, подготавливая ризу к пайке.

При пайке детали соединяются посредством припоя - связующего сплава, который, нагреваясь и становясь жидким, растекается между спаиваемыми деталями и образует прочное соединение. Флюс используется для облегчения всего процесса пайки. Тепература плавления припоя должна быть ниже температуры серебряной проволоки, иначе она тоже может расплавиться, а температура флюса еще ниже температуры припоя.

Чистое серебро даже при нагревании сохраняет свой цвет, но риза изготовлена из серебра 960 пробы, которое при пайке чернеет, потому что содержащаяся в нем медь при высокой температуре реагирует на поверхности с кислородом и образует черную окись меди. При отбеливании все частички меди на поверхности растворяются и наша риза возвращает свой серебрянный цвет.

Однако, для гармоничного восприятия Образа, мы искуственно почерним серебро, применяя технику оксидирования. Со временем, под воздействием окружающей среды, серебро покрывается естественной патиной - техника оскидирования лишь ускоряет этот процесс, придавая изделию благородный антикварный оттенок.

При всем своем многообразии и сложности орнаментальных филигранных переплетений риза не мешает общему восприятию Образа, а лишь гармонично украшает и направляет на созерцание иконы.

Витражная посуда
Икона Архангела Рафаила. Крылья и облачение Архангела, а также отрок Товия с рыбой в руках, выполнены в технике филиграни.