Миниатюрная живопись по эмали
Мы создаем иконописные работы в жанре миниатюрной живописи по эмали надглазурными огнеупорными красками. Живопись выполняется как в каноническом стиле, так и в академическом.
Эмалевая миниатюра - это вид прикладного искусства, представляющий собой изготовление художественных живописных/декоративных работ с помощью стекловидного порошка - эмали, на металлической подложке. Живописные эмали по своему виду приближаются к обыкновенной живописи. Их главное отличие – это миниатюрность и долговечность: живопись не тускнеет, не подвергается влиянию света, воздуха и времени, сохраняя первоначальную свежесть и прозрачность.
Для понимания процесса создания миниатюрной живописи по эмали, мы кратко опишем все важные этапы, начиная с изготовления пластины.

За основу берется лист меди нужной величины - он, накаленный до темно-красного цвета, кладется на совершенно ровную стальную плиту. Молотком с закругленной головкой отковывается пластина. Операция эта повторяется несколько раз, и перед каждой ковкой пластина подвергается нагреванию. Пластина должна получиться слегка выпуклой. После ковки пластину очищают и моют, подготавливая к процессу эмалирования.
Медная пластина покрывается белой эмалью. Эмаль кладется с обеих сторон, что предотвращает искривление пластинки. Начинают с контр-эмали, очень важно нанести её равномерно, как и любую другую эмаль. Пластинка проходит обжиг из которого она должна получиться совершенно глазированной. Если на поверхности окажутся неровности, то, где требуется, прибавляют эмали и снова обжигают. Это важный этап - от качества пластинки зависит дальнейшая работа.
Работа художника-иконописца начинается с подготовки краски. Специальную надглазурную огнеупорную краску в порошковом виде художник мастихином перетирает на палитре со специальным маслом, чтобы получить нужное её состояние. Контур рисунка каждый художник переводит удобным для себя способом. И вооружившись кистями, начинает очень кропотливую и сложную работу. Аккуратными плавными движения мазком за мазком начинает выписываться образ.

На каждом этапе художник закрепляет слой краски температурным обжигом. Всего, за время написания живописи, пластинка проходит 5-7 обжигов, при температурах 750 градусов. Это очень ответственный момент, происходящий с замиранием сердца и внутренней молитвы, потому что каждый раз отжиг может дать непредсказуемый результат. Особенно тревожны последние отжиги, когда уже проделана практически вся работа.


Миниатюрная живопись по эмали сложна в исполнении, требует особой усидчивости, терпения, аккуратности, таланта и художественного вкуса. Эмалевая миниатюра ценна силой и богатством тона, прочностью и долговечностью - искусству, рожденному огнём, как говорят про эмаль, не страшно время.